|
|||
• ВЫПУСК 1 • ВЫПУСК 2 • ВЫПУСК 4 • ВЫПУСК 5 • РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ • КОНТАКТ • СТАРТОВАЯ СТРАНИЦА |
|
||
|
|||
|
|||
|
|
ВЫПУСК 3История мысли: Русская мыслительная традиция. Вып. 3 / Под ред. И.П. Смирнова. М.: Вузовская книга, 2005.
Выход третьего альманаха позволяет говорить как о сложившейся форме нашего издания, так и об устоявшемся содержании ведущегося в нем междисциплинарного дискурса. По форме «История мысли» приближается к «идейным сборникам» славянофилов, т. е. их периодическим изданиям 1840-50-х гг. – сборник научных статей, объединенный единым замыслом и рассчитанный на продолжение. Разумеется, каждый автор решает при этом свои задачи и делает это по-своему. О том, что проблема альманаха – русская мыслительная традиция в разных ее проявлениях – востребована сегодня, свидетельствует интерес к нему как читателей, так и авторов. В третьем выпуске продолжилось обсуждение предмета истории мысли, причем, тема получила освещение с трех разных сторон. В разделе «Предмет истории мысли» предложен взгляд с позиции истории философии; исторической науки и историографии; литературоведения и истории литературы. Речь идет о теоретическом синтезе, который и обеспечивает «изучение интеллектуальной жизни нации», как определил цель истории мысли один из авторов раздела, немецкий историк Г.-Г. Нольте. Кстати, он видит в истории мысли признанную, традиционную отрасль исторической науки – здесь следует, видимо, пояснить, что такой взгляд очевиден для него как представителя немецкой историографии. Линия, начатая в первом выпуске работой об «историографических моделях исторической науки» и развитая во втором рассуждением о наличии в рамках национальной историографии «историографических констант», продолжена статьей о документальной основе русской истории, показывающей, что подобные константы прослеживаются и на уровне источниковой базы исследований. Работы К.М. Антонова и Д.А. Цыганкова, каждая по-своему, развивают идеи об "исследовательских традициях" и "исследовательских программах", высказанные во втором выпуске в статье Е.А. Тюгашева и А.Н. Савостьянова о концепции социокультурного поля. Раздел «Полюса русского сознания» отражает классическую для истории русской мысли проблему ее бинарности. В данном случае речь идет о либерализме и консерватизме, но здесь могут быть представлены и другие пары, не обязательно соответствующие друг другу: почвенность – беспочвенность; веховская интеллигенция – революционная интеллигенция; западники – славянофилы и т. д. Отрадно, что в разговор о русской мысли в этом номере вступили экономисты, редакция планирует предоставлять им слово и в дальнейшем. Надеемся, что концепция альманаха будет и впредь оправдывать себя привлечением все новых читателей и сторонников. К сотрудничеству приглашаются все заинтересованные в указанной тематике. Предмет истории мысли
Антонов К.М. От истории философии – к истории мысли
Нольте Г.-Г. История мысли: черты сходства между русской и немецкой традицией
Мартынов А.В., Смирнов И.П. Русская литература в предметном поле истории мысли
Историография
Дудырев Ф.Ф., Пурюшин Е.Н. Документальная основа русской истории как историографическая проблема
Цыганков Д.А. Исследовательские традиции московской и петербургской школ историков
Течения русской мысли
Снетова Н.В. Интеллектуальная история русского органицизма
Корж Ю.В. Феномен культурного синтеза в русском символизме
Морозов Е.В. «Новый град» в Западной Европе: мысли о России
Полюса русского сознания
Гайда Ф.А. Что русского в русском либерализме?
Елисеев А.В. Русский консерватизм XIX – начала XX вв.: оппозиция «идеалистов»
Экономическая мысль
Покидченко М.Г. Российская экономическая мысль и ее историки
Быстрюков В.Ю. Проблемы экономического развития России в произведениях П.Н. Савицкого
|
|
|
|
|
|
© 2003 Igor Smirnov •istorija-mysli@narod.ru |
|||
|