ВЫПУСК 1 ВЫПУСК 2 ВЫПУСК 3 ВЫПУСК 5 РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ КОНТАКТСТАРТОВАЯ СТРАНИЦА

 

 

 

 

 

ВЫПУСК 4

История мысли: Русская мыслительная традиция. Вып. 4 / Под ред. И.П. Смирнова. М.: Вузовская книга, 2007.

«История мысли» продолжает свои исследования в области русской мыслительной культуры. Концептуальные работы наших авторов, посвященные теоретико-методологическим обобщениям, как обычно объединены в разделе по методологии, в предлагаемом выпуске тема для разговора – «Мыслительная традиция». Задавая исследовательский контекст, эти статьи определяют общее направление, структурируют и остальные материалы альманаха.

Историк русской мысли сталкивается сегодня с ситуацией методологического эклектизма и плюрализма и одновременно с взаимоизоляцией отдельных отраслей знания о культуре и обществе. Его исследования, имея своим объектом русскую мысль в ее исторической целостности, а предметом – русскую мыслительную традицию, стоят перед задачей преодоления междисциплинарных барьеров, усугубленных схоластическим подходом, который, как правило, скрывается за идеалом научности.

Соответствующий духу плюрализма призыв «овладеть всем теоретическим многообразием» задает тон в современной литературе о России. На практике это означает не более чем безразличный эклектизм постмодернистского толка, ведущий к еще большей дезинтеграции наук о человеке. Анализ, расщепление исторического материала на отдельные составляющие остается преобладающим методом изучения.

Социально-гуманитарные науки пересекаются и всегда могут взаимоинтерпретироваться, их развитие происходит во многом путем перекрестных заимствований. Парадокс заключается в том, что к бесконечной фрагментации приводит даже стремление к их синтезу.

Эта тенденция имеет уже длительную историю. Только во второй половине ХХ в. представители гуманитарных знаний совместно переживали влияния социологизированного подхода, когда выводы различных наук и сам их материал переосмысливались в категориях социологии; затем культурно-антропологического подхода, когда интерес переместился от больших социальных структур к социокультурным проблемам, от макро- к микроистории, широко применялись методы психологии; после чего последовал поворот к лингвистическому подходу, повлекший так называемую «постмодернистскую ситуацию», ставившую под сомнение любые объяснительные модели и теории. Характерно, что определяющие общую картину мира философские, мировоззренческие вопросы при специализации и бурном развитии все новых субдисциплин естественным образом исключаются из круга их интересов.

Основной причиной, как представляется, является распыление предмета изучения. Оно происходит, когда предмет принадлежит одной науке, а заимствованные методы его изучения диктуются предметом другой науки. Поэтому необходимый и плодотворный междисциплинарный синтез не должен упускать из вида конечный единый предмет. В случае истории русской мысли – это, повторим, русская мыслительная традиция. Не пренебрегая частностями, скрупулезное внимание к которым столь поощряется современной атмосферой глобализма в науке, следует держать в поле зрения и стратегические задачи, а в России они видятся сегодня в сохранении самостоятельной национально-культурной традиции.

Ради решения этой задачи альманах объединяет усилия историков, философов, филологов, экономистов. Сосредоточение, синтез всех познавательных возможностей человека — одна из основных теоретических проблем в русской мыслительной традиции. «История мысли» стремится следовать именно этому руслу.

Мыслительная традиция

Ермишина С.А., Наумова Г.Р.

На пути к освоению традиции

Рамазанов С.П.

Методологические искания и традиции русской исторической мысли

Соколов А.В.

Традиции в философии и национальная философия

Самопознание русской мысли

Усачев А.С.

Изображение Русской земли в Степенной книге

Морозова Е.Н.

Русский ретроспективизм рубежа XIX-XX вв.: содержание, формы, способы представления

Цыкалов Д. Е.

Россия и Запад в русской общественно-исторической мысли периода Первой мировой войны

Бухараев В.М., Аккуратов Б.С.

Миф о мещанстве в культуре и социальной науке России

Феноменология русской мысли

Ермаков А.В.

Консерватизм николаевской эпохи и его просветительские корни

Антонов К.М.

Социально-психологические истоки и интеллектуальные предшественники славянофильства

Филиппенко Н.Г.

Этика как онтология («Наука о человеке» В.И. Несмелова)

Гачев Г.Д.

Карнавализация у В.В. Розанова

Литературная составляющая русской мысли

Глазунов М.Н.

Любовь, надежда и тихая слава Ф.И. Тютчева

Соболева М.Е.

Культурология Ф.М. Достоевского

Экономическая мысль

Савка А.В.

Русская мысль о культурно-цивилизационных особенностях хозяйства России

Яковец Ю.В.

Школа русского циклизма

 

 

 

© 2003 Igor Smirnov •istorija-mysli@narod.ru    

 

Сайт управляется системой uCoz