|
|||
• ВЫПУСК 1 • ВЫПУСК 2 • ВЫПУСК 3 • ВЫПУСК 5 • РЕДАКЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ • КОНТАКТ • СТАРТОВАЯ СТРАНИЦА |
|
||
|
|||
|
|||
|
|
ВЫПУСК 4История мысли: Русская мыслительная традиция. Вып. 4 / Под ред. И.П. Смирнова. М.: Вузовская книга, 2007. «История мысли» продолжает свои исследования в области русской мыслительной культуры. Концептуальные работы наших авторов, посвященные теоретико-методологическим обобщениям, как обычно объединены в разделе по методологии, в предлагаемом выпуске тема для разговора – «Мыслительная традиция». Задавая исследовательский контекст, эти статьи определяют общее направление, структурируют и остальные материалы альманаха. Историк русской мысли сталкивается сегодня с ситуацией методологического эклектизма и плюрализма и одновременно с взаимоизоляцией отдельных отраслей знания о культуре и обществе. Его исследования, имея своим объектом русскую мысль в ее исторической целостности, а предметом – русскую мыслительную традицию, стоят перед задачей преодоления междисциплинарных барьеров, усугубленных схоластическим подходом, который, как правило, скрывается за идеалом научности. Соответствующий духу плюрализма призыв «овладеть всем теоретическим многообразием» задает тон в современной литературе о России. На практике это означает не более чем безразличный эклектизм постмодернистского толка, ведущий к еще большей дезинтеграции наук о человеке. Анализ, расщепление исторического материала на отдельные составляющие остается преобладающим методом изучения. Социально-гуманитарные науки пересекаются и всегда могут взаимоинтерпретироваться, их развитие происходит во многом путем перекрестных заимствований. Парадокс заключается в том, что к бесконечной фрагментации приводит даже стремление к их синтезу. Эта тенденция имеет уже длительную историю. Только во второй половине ХХ в. представители гуманитарных знаний совместно переживали влияния социологизированного подхода, когда выводы различных наук и сам их материал переосмысливались в категориях социологии; затем культурно-антропологического подхода, когда интерес переместился от больших социальных структур к социокультурным проблемам, от макро- к микроистории, широко применялись методы психологии; после чего последовал поворот к лингвистическому подходу, повлекший так называемую «постмодернистскую ситуацию», ставившую под сомнение любые объяснительные модели и теории. Характерно, что определяющие общую картину мира философские, мировоззренческие вопросы при специализации и бурном развитии все новых субдисциплин естественным образом исключаются из круга их интересов. Основной причиной, как представляется, является распыление предмета изучения. Оно происходит, когда предмет принадлежит одной науке, а заимствованные методы его изучения диктуются предметом другой науки. Поэтому необходимый и плодотворный междисциплинарный синтез не должен упускать из вида конечный единый предмет. В случае истории русской мысли – это, повторим, русская мыслительная традиция. Не пренебрегая частностями, скрупулезное внимание к которым столь поощряется современной атмосферой глобализма в науке, следует держать в поле зрения и стратегические задачи, а в России они видятся сегодня в сохранении самостоятельной национально-культурной традиции. Ради решения этой задачи альманах объединяет усилия историков, философов, филологов, экономистов. Сосредоточение, синтез всех познавательных возможностей человека — одна из основных теоретических проблем в русской мыслительной традиции. «История мысли» стремится следовать именно этому руслу. Мыслительная традиция
Ермишина С.А., Наумова Г.Р. На пути к освоению традиции
Рамазанов С.П. Методологические искания и традиции русской исторической мысли
Соколов А.В. Традиции в философии и национальная философия
Самопознание русской мысли
Усачев А.С. Изображение Русской земли в Степенной книге
Морозова Е.Н. Русский ретроспективизм рубежа XIX-XX вв.: содержание, формы, способы представления
Цыкалов Д. Е. Россия и Запад в русской общественно-исторической мысли периода Первой мировой войны
Бухараев В.М., Аккуратов Б.С. Миф о мещанстве в культуре и социальной науке России
Феноменология русской мысли
Ермаков А.В. Консерватизм николаевской эпохи и его просветительские корни
Антонов К.М. Социально-психологические истоки и интеллектуальные предшественники славянофильства
Филиппенко Н.Г. Этика как онтология («Наука о человеке» В.И. Несмелова)
Гачев Г.Д. Карнавализация у В.В. Розанова
Литературная составляющая русской мысли
Глазунов М.Н. Любовь, надежда и тихая слава Ф.И. Тютчева
Соболева М.Е. Культурология Ф.М. Достоевского
Экономическая мысль
Савка А.В. Русская мысль о культурно-цивилизационных особенностях хозяйства России
Яковец Ю.В. Школа русского циклизма
|
|
|
|
||
© 2003 Igor Smirnov •istorija-mysli@narod.ru |
|||
|